Вездеход МТЛБ представляет собой гусеничный транспорт, уникальный в своем сегменте, благодаря гусеничному ходу и многоцелевому направлению. Основная задача машины — транспортировка личного состава и грузов на дальние дистанции по неустойчивым и заснеженным грунтам.

Общая информация



Первый вездеход МТЛБ сошел с конвейера в Харькове (1964 год). Машина представляла собой многоцелевой бронированный тягач. Среди обычных людей эта модификация получила оригинальное прозвище «Мотыга». Во многом, это связано с внешним видом техники и отсутствием толстой брони.

Агрегат использовался преимущественно для транспортировки личного состава, артиллерии, в качестве санитарной или другой специальной машины. В настоящее время транспортное средство эксплуатируется геологами, рыбаками и охотниками. Кроме того, техника оказывает неоценимую услугу при обустройстве дорог в труднопроходимых местностях.



История создания

В шестидесятых годах прошлого столетия перед советскими военными инженерами стала задача: чем заменить морально устаревшие тягачи АТП? Выход нашли одновременно с экономически выгодным эффектом: переоборудовать для армейских потребностей серийно выпускаемую технику. Работа водителем вездехода МТЛБ стала востребованной после трансформации транспортера МТЛ в аналог с бронированным корпусом. При этом все основные узлы и детали остались прежними.

Создавалась машина отделением Харьковского тракторного комбината. Начало работ датируется 1964 годом, а выпуск первой серийной машины — двумя годами позже. Корпус вездехода сделан из стальных плит методом сварки, эффективная защита брони рассчитана только против стрелкового оружия. Такой подход позволил сохранить относительно небольшой вес транспортно средства (9,7 т). Плюсом такого решения стало сохранение высокого показателя плавучести. Кроме того, гусеницы техники оказывают низкое давление на грунт, что способствует улучшению параметров проходимости. Корпусная часть включает в себя несколько отсеков: транспортно-грузовое, контрольное, трансмиссионное и моторное отделение. Салон машины довольно просторен и удобен для размещения экипажа и личного состава.



Технические характеристики

Вездеход МТЛБ способен перевозить 11 человек личного состава, при этом в кабине может находиться три человека. Остальной коллектив располагался во фронтальном отсеке кузова с улучшенной шумовой изоляцией. Вход в транспортное средство осуществлялся через пару люков и две двери. При эксплуатации в зонах с холодным климатом, техника оборудовалась дополнительным обогревателем.

Комфортное управление в любое время суток обеспечивалось благодаря хорошей обзорности, а также наличию пары световых элементов с дополнительной фарой-искателем. В воде вездеход способен разгоняться до шести километров в час. В штатную комплектацию входил пулемет с механическим поворотом на башенке. Калибр оружия — 7,62 мм.

Параметры двигателя и габариты

Ниже приведены характеристики вездехода МТЛБ. Водитель управлял машиной с такими показателями:

  • тип мотора — ЯМЗ-238В;
  • показатель мощности — 240 л.с;
  • число цилиндров — 8;
  • длина/ширина/высота — 6,45/2,86/1,86 м;
  • грузоподъемность — 2/2,5 т.

Эксплуатация и управление



Среди вакансий для северных районов РФ часто можно встретить работу водителем вездехода МТЛБ вахтой. Здесь необходим определенный опыт и навыки обращения с подобной техникой. Стоит отметить, что у тягача имеется предпусковое приспособление, а активация силового агрегата производится с шоферского места. Горючее подается непосредственно в цилиндры.

Преодоление зыбких и песчаных участков осуществляется за счет подвижных гусениц ленточного типа. Ширина этих элементов увеличена, что дает возможность повысить проходимость и снизить нагрузку на почву. Большинство опций рассматриваемого транспортного средства не вызывают проблем с управлением, позволяя включить отопление либо другую функцию для комфортного нахождения внутри, с места водителя.

Разновидности

Если вы ищите вакансии водителя вездехода МТЛБ, обратите внимание, что на базе этой техники вышло несколько модификаций, а именно:

  • Снегоболотоход МТЛБ-В. Он ориентирован на эксплуатацию в северных областях. Отличается от штатной модели увеличенным расстоянием между гусеницами, что еще больше снижает давление на почву.


  • Гражданская версия для решения различных задач в сфере народного хозяйства.
  • МТЛБ-ВМ. Модель с зенитным пулеметом, калибр которого составляет 12,7 мм.
  • Вариант ВМ-1К — разработан для работ на значительной высоте над уровнем моря с двигателем мощностью 310 лошадиных сил.
  • Независимо от модификации, машина должна проходить регулярное обслуживание. Периоды и виды ТО:

    • перед каждым выездом и при длительных стоянках — контрольный осмотр;
    • ежесуточное ТО — после завершения работ;
    • первое техобслуживание — после одной тысячи километров пробега;
    • ТО-2 — 2,5-3,0 тыс.км;
    • сезонный осмотр — при подготовке машины к летнему или зимнему сезону.

    Боевой опыт

    В сфере военных бытует мнение, что рассматриваемая техника обладает низким скоростным показателем и слабо защищена от вражеских атак, а также не отличается высокой огневой мощью. Эти выводы сделаны при сравнительном анализе вездехода МТЛБ с БТР и БМП. Следует учитывать, что указанная модификация только с одной стороны позиционируется, как аналог боевой машины пехоты. С другой стороны — это совсем иная категория армейского транспортного средства.

    В отличие от бронетранспортеров, МТЛБ не предназначался для поддержки войск изначально, а проектировался как объект для перевозки грузов, буксировки артиллерийских орудий, шасси для установки разнообразных баз и для санитарных целей. Учитывая указанные требования, легкая бронезащищенность и пулемет Калашникова позиционируются не как недостаток, а как преимущество. По сравнению с колесными грузовиками, тягач оснащен гусеничным ходом, что значительно повышает его проходимость, а вооружение позволяет обеспечить безопасность экипажа в случае реального боя.

    Транспортное средство не ориентировано на наступательные действия. Пулемет служит только в качестве оборонительного вооружения. Рассматриваемая машина участвовала в Афганском конфликте, опыт которого показал, что тягач способен не только защитить себя, но и боевые расчеты, за которыми машина закреплялась, как рабочая единица.



    Работа вахтовым методом водителем вездехода МТЛБ

    В Интернете можно найти вакансии шофера для работы на указанной машине. Чаще всего, это предложения из северных регионов России. Как правило, специалисты требуются для работы вахтовым методом. Сменность может быть разной: 30/30, 75/30/, 90/30 дней. Обычно, работодатели предоставляют трехразовое питание, проживание в общежитии или вагончике, спецодежду и социальный пакет. Средняя заработная плата стартует от 50-70 тысяч рублей в месяц.

    Техника на базе МТЛБ

    На основе рассматриваемого вездехода создано несколько модификаций специальных машин. Среди них:

  • Автомобиль технической поддержки, вместо башни на нем монтируется грузовая платформа.
  • Самоходная артиллерийская установка «Гвоздика» (объект 26), устанавливаемая на удлиненном шасси.
  • Минометный расчет «Дева» (2С24).
  • Средство технической разведки типа «Кашалот».
  • Самоходный миномет калибром 120 миллиметров «Тунджа».
  • Кроме того, на базе рассматриваемого вездехода разрабатывались заградители от мин, противорадиационные автомобили, медицинская техника, единицы РЭБ, штабные машины и БМП с улучшенной защитой и вооружением. Также были проекты самоходных зенитных и противотанковых комплексов.

    Итог



    Продолжительность вахты водителя вездехода МТЛБ зависит от конкретных условий эксплуатации машины и трудового договора. При этом рассматриваемый транспортер продолжает активно использоваться не только в армии, но и в гражданских отраслях. Часто он служит в Северных регионах для геологической разведки и доставки грузов в удаленные районы по бездорожью. Кроме того, эта машина привлекает любителей экстремальной охоты и туризма по заснеженным или песчаным районам.

    Источник: fb.ru

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    13 − шесть =