Грузовой автомобиль ЗИЛ-131, грузоподъемность и проходимость которого имеют повышенные показатели, создавался параллельно со своим 130-м собратом. Машина отличается надежностью, неприхотливостью в обслуживании и простотой конструкции. Транспортное средство получило широкое применение в хозяйственной и военной отрасли. Рассмотрим особенности и характеристики легендарной техники.

Разработка и создание

В 1959 году партийное руководство поставило важную задачу перед конструкторами завода имени Лихачева по созданию улучшенного грузового автомобиля, ориентированного на военные цели. Такое задание было обусловлено развитием народного хозяйства, постановление по которому было принято на 21-м партийном съезде.



Грузоподъемность ЗИЛ-131 изначально ориентировалась на использование грузовика в военных целях. Разработка автомобиля началась в 50-х годах прошлого столетия, он должен был заменить морально устаревшую модель серии 157. Несмотря на ранее начало испытаний, рассматриваемую машину планировалось пустить в серийное производство не ранее 1962 года. Такой затяжной период обусловлен возникновением некоторых непредвиденных препятствий, на преодоление которых потребовалось определенное время.

Сразу после разработки 130-й модификации начали планирование 131-й серии. Опытные единицы военной линейки появились на свет в 1966 году. В течение года успешно провели испытания, уже в 1967 г. машина начала серийно сходить с конвейера.

Интересные факты

За время испытаний грузоподъемность ЗИЛ-131, его производительность и эксплуатационные параметры существенно улучшились. Одним из факторов модернизации стало преобразование базового шасси. В результате повысилось качество сборки и основные характеристики авто. Технику оснастили улучшенным мотором, рабочее место водителя получило некоторые эргономические штрихи.



Внедряемые для того времени инновации в сфере грузовиков повышенной проходимости приветствовались и принялись с энтузиазмом. Модернизация на этом не закончилась, в 1986-м транспортное средство оборудовали обновленным двигателем, дающим возможность повысить производительность наряду со снижением потери эксплуатационных ресурсов.

Экстерьер и кабина

Рассматриваемый автомобиль, как и большинство аналогов, сделали с капотной конфигурацией кузова. Грузоподъемность ЗИЛ-131, как и кабина, были идентичны аналогичным показателям 130-й серии, только окрас кузова преимущественно выполнялся в цвете «хаки». За основу взяли цельнометаллическую конструкцию, переднюю часть поменяли на готовую деталь от ЗИЛ-165. Замысловатую форму решетки радиатора и изогнутые крылья убрали. Вместо них поставили упрощенные и строгие аналоги.



Для 60-х годов прошлого столетия в отечественной автомобильной промышленности такой дизайн стал революционным. Особенно если сравнить экстерьер обновленного грузовика с предшественниками, конструкция которых на протяжении 40 лет менялась только в мелочах. Еще одно новшество, бросающееся в глаза, — панорамное ветровое стекло. Мотор прятать под кабину не стали, что обусловлено рядом причин: в полевых условиях облегчался доступ к «движку», снизилась опасность для экипажа при повреждении силового агрегата в боевых действиях. Рассматриваемый грузовик военного направления внешне похож на своего «коллегу» “Урал-375”.

Оснащение



С учетом высокого параметра грузоподъемности, бортовой ЗИЛ-131 оснастили парой статических скамеек и одной откидной лавочкой. Боковые борта не откидные, что не повлияло на удобство проведения погрузочно-разгрузочных манипуляций через задний отсек. Чтобы обеспечить натяжку тента, предусмотрены специальные дуги. Конфигурация транспортного средства давала возможность монтировать вместо грузового кузова другие модульные конструкции:

  • полевую кухню;
  • базу для ракетных установок;
  • пожарное оснащение;
  • стрелу с люлькой и тому подобное.

Внутренний комфорт обеспечивался за счет ряда нововведений. Улучшенная теплоизоляция обеспечивала удобство передвижения при минусовой температуре, а объемное лобовое стекло существенно улучшило обзорность, по сравнению с предшественником.

Место водителя

Что касается характеристик ЗИЛ-131 в плане оборудования рабочего места, отмечают, что кресло водителя отделялось от парного пассажирского сидения, корректировалось по углу наклона спинки, высоте и вылету. Приборная панель оснащалась приборами, выдающими шоферу всю необходимую информацию.

Датчики показывали:

  • уровень топлива;
  • силу тока и вольтаж электрической системы;
  • скорость;
  • давление масла и уровень температуры;
  • данные тахометра.

Один из органов управления расположили на рулевой колонке. Это рычаг для активации поворотов. Большие зеркала обеспечивали хороший обзор даже с прицепом, сводя мертвую зону к минимуму.

Технические характеристики и грузоподъемность ЗИЛ-131



Ниже указаны параметры рассматриваемого грузовика:

  • двигатель — карбюраторный V-образный мотор с 8-ю цилиндрами;
  • рабочий объем — 5,97 л;
  • показатель компрессии — 6,5;
  • мощность — 150/110 (л.с/кВт);
  • скорость по максимуму — 85 км/ч;
  • охлаждение — жидкостного типа;
  • расход горючего — 35 л/100 км;
  • вид главной передачи — двойная;
  • привод — последовательно-проходной узел на заднем мосту;
  • длина/ширина/высота — 7,0/2,5/2,48 м;
  • клиренс — 33 см;
  • колесная колея — 1,82 м.

Грузоподъемность ЗИЛа 131(тонн) — 3,5 по грунтовой дороге, 5,0 — по шоссе. При этом вес буксируемого прицепа ставил 4 тонны. Диск сцепления машины оснастили демпферами пружинного типа, что позволило смягчить переключение режимов коробки передач. От предшественника новый грузовик отличался доступом к паре задних мостов, а передний привод включался при помощи специального электрического регулятора.

Электрическая система и узел подвески

Большое внимание конструкторы уделили изоляции и герметизации электросистемы. В штатном исполнении все узлы бесконтактно-транзисторного типа с экранизацией. Это обеспечивает бесперебойную работу блока даже в самых сложных климатических условиях. Экраны дали возможность свести к минимуму помехи при зажигании, герметичность обеспечила защиту контактов от замыкания при преодолении бродов. Работа приспособлений осуществлялась от 12-вольтового аккумулятора и генератора.



Высокий показатель грузоподъемности самосвала ЗИЛ-131 обеспечивался благодаря надежной передней подвеске с парой рессор и скользящими задними концевыми элементами. Дополнительно узел оснастили амортизаторами. На заднем блоке разработчики установили балансир на двух рессорах с шестью штангами. Надежность торможения гарантировали барабанные механизмы, дополненные пневматическим и механическим приводом.

Модификации

На базе рассматриваемого грузовика создано несколько вариаций. Кратко рассмотрим некоторые из них:

  • Серия 131В — седельный тягач с укороченной рамой.
  • 131Д — опытная разработка для самосвалов, которая так и не пошла в серию.
  • 131Н — модернизированный вариант базовой модели с обновленным мотором типа ЗИЛ-5081 и улучшенной оптикой.
  • Дизель самосвал ЗИЛ-131 Н-1, мощностью 105 лошадиных сил.
  • 131АС — модификации в северном исполнении. Они оснащались автономным обогревателем, двойными стеклами, дополнительной теплоизоляцией, рассчитаны на работу даже при 60-градусном морозе.
  • 131Х — грузовик для пустынных и жарких регионов.
  • КУНГ — многофункциональный автомобиль с возможностью монтажа печки и станции фильтрации воздуха.
  • АЦ-40 — пожарная машина.
  • АТ-3 — топливный заправщик.
  • Преимущества и недостатки



    Какая грузоподъемность у ЗИЛ-131 и его основные характеристики – указаны выше. Теперь отметим плюсы и минусы рассматриваемого грузовика. Транспортное средство оснащено уникальным шасси, рассчитанным на установку разных модификаций кузова без особых сложностей. Параметры и оснащение машины дают возможность надежно работать в самых экстремальных условиях. Автомобиль предназначался для военной сферы, однако успешно продолжает эксплуатироваться и для гражданских целей. Во многом популярность грузовика обусловлена высокой ремонтопригодностью, хорошей проходимостью и простотой конструкции. Стоит отметить, что модель 131 явно превосходила предшественника ЗИЛ-157 по всем параметрам. Тем не менее «прародитель» выпускался еще два десятка лет с момента выхода обновленной версии.



    К недостаткам машины относят ее постепенное моральное старение. В связи с развитием промышленности и усложнением рабочих задач к технике предъявляются более высокие требования. По этой причине 131-й ЗИЛ был снят с производства в 2002 году. Кроме того, карбюраторный мотор не очень экономичен, а в дизельном исполнении указанный автомобиль выпускался довольно ограниченными сериями. Приобрести грузовик сейчас доступно только на вторичном рынке по цене от 200 до 600 тысяч рублей, в зависимости от состояния и модификации транспортного средства.

    В завершение



    За 35 лет серийного выпуска грузовой автомобиль ЗИЛ-131 неоднократно улучшался, что позитивно сказывалось на его производительности. Машина получила признание в различных сферах деятельности, была награждена знаком качества СССР. Невзирая на окончание массового производства, данные машины до сих пор можно встретить на отечественных просторах. Они продолжают уверенно выполнять поставленные задачи, порой давая фору в некоторых аспектах более современным аналогам.

    Источник: fb.ru

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    16 + 14 =